Деятели культуры и науки записали видеообращение в поддержку Всетатарского общественного центра

Текст
Деятели культуры и науки в Казани собрались возле памятника татарскому поэту, герою ВОВ Мусе Джалилю, чтобы записать обращение в поддержку Всетатарского общественного центра (ВТОЦ). За съемкой обращения внимательно наблюдали сотрудники полиции и центра по профилактике экстремизма - но не вмешивались.
В январе прокуратура республики передала в Верховный суд Республики Татарстан (РТ) иск о признании организации экстремистской и о ее закрытии. В настоящее время рассмотрение приостановлено для проведения лингвистической экспертизы. В феврале лидера ВТОЦ Фарита Закиева вызвали для дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу. В течение прошлого года многие активисты ВТОЦ получили административные наказания. Активисты заявляют о давлении на организацию.
Публикуем выступления активистов с сокращениями. Полная версия обращения - в видео "Активатики" (выступление Асгара Шакирова в переводе с татарского):
Асгар Шакиров, актёр театра и кино, Народный артист РФ:
Сегодня произошла одна из взволновавших меня вещей - я услышал о закрытии Всетатарского общественного центра и был неприятно удивлен. Как это возможно - закрыть ВТОЦ? Тридцать лет работал, тридцать лет не закрывали, работал в очень тяжелые времена и сейчас как его можно закрывать? Я даже не могу объяснить, на душе тяжесть.
Мы считаем себя народом, живущим В демократической стране, обладающими всеми правами. Нам [татарам] тоже хочется жить. Мы же не хотим исчезнуть. ВТОЦ сделан не государством, а по желанию народа, и у него уже есть 30-и летняя история.
Галишан Нуриахмет, экс-председатель Всетатарского общественного центра, юрист:
Считаю, что идет систематическое преследование ВТОЦ. Это началось с 2014 года, когда нас выгнали из помещения центра. В Казань тогда приехал Сергей Удальцов, все помещения для него закрыли и мы дали выступить в помещении ВТОЦ. В дальнейшем наши мероприятия сопровождались политическим преследованием. Митинги, собрания запрещались всеми возможными путями. В последнее время мы практически не можем заниматься общественной работой, потому что всех по очереди привлекают к уголовной ответственности.
Наша вина в том что мы требуем сохранить народу право [жить] и умирать [татарами]. Как говорил Минтимер Шаймиев (первый президент Татарстана - прим. авт.): “Кому-то кажется, ассимиляция идет медленно”. Поэтому во всей Российской Федерации закрыли более 4000 татарских школ, техникумов, институтов, факультетов. Вся беда наша - что ВТОЦ требует выполнения Конституции России, не говоря уже о международных законах, о правах человека, о правах коренных народов.
Мингол Галиев, татарский певец, Народный артист РТ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, в прошлом - профессор Казанского университета, общественник:
В деятельности [ВТОЦ] я с первых дней участвую, выступаю на митингах, потому что я люблю свой народ и другие народы. Иногда говорят - националист. Но разве нелюбящий свой народ может любить другие народы? Если вопрос встал о закрытии Всетатарского общественного центра - то я думаю, это вредное дело. В нем все по закону работают. Татары также участвуют в том, чтобы все народы жили свободно, знали свой родной язык. Великий поэт Габдулла Тукай сказал: “Родной язык, святой язык, отца и матери язык”. Мы, татары, знаем свой родной язык, знаем русский язык, сейчас изучаем английский. Всетатарский общественный центр - это не противостоящий, а советующий, выражающий свое мнение, не только в защиту татар, но и других народов. Если кто-то против ВТОЦ идет - надо подумать, не вредитель ли он, не хочет ли, чтобы народы стали врагами?.
Бари Явишев, ученый, доктор физико-математических наук, доктор биологических наук:
[Мы] не Россия, в Российская Федерация. И в центре татарской нации, в Казани, закрывать Всетатарский общественный центр - это как подрыв Российской Федерации, по существу это диверсия. СССР развалился как раз по причине недопонимания роли наций, входящих в СССР. Те, кто сейчас подрывает ВТОЦ, по сути совершают диверсию против Российской Федерации. Если этого не поймут русские - то это может кончится тем, что Россия вообще перестанет существовать.
Ильнар Гарифуллин, политолог, кандидат исторических наук
Всетатарский общественный центр является старейшей национальной татарской организацией, первый съезд прошел в феврале 1989 года. И на сегодня она остается одной из немногих сохранившихся общественных организаций, отстаивающих интересы татарского народа и в целом Республики Татарстан. Мне эта организация известна тем, что с ней было связано возрождение татарского народа в конце 80-х начале 90-х годов: возрождены татарские школы, татарский язык возвращен в образовательную систему.
Я считаю, что тот процесс, который начат в отношении организации, является не совсем справедливым, так как многие вещи, которые предъявляются в качестве доказательств вины к общественной организации, относятся к конкретным лицам. И если есть вопросы у судебной системы, у правоохранительных органов, то они должны [быть предъявлены] в каждом конкретном случае отдельно. Насколько я знаю, от самой организации не было никогда резких радикальных выражений, а ее устав зарегистрирован в Минюсте. Я считаю, организация должна и дальше существовать.
Рауф Ибрагимов, председатель РОО “Шура аксакалов Республики Татарстан”:
Я считаю, что ВТОЦ как общественная организация должна быть. У нас гражданское общество и граждане имеют право высказывать свое мнение. Мнение ВТОЦ такое: Конституция России и Конституция Татарстана должны выполняться.
Фото, видео, перевод с татарского языка: Юлия Файзрахманова