Как москвичи прорывались на слушания по "реновации" в Думе

Текст
Сотни москвичей пришли 6 июня к 13 часам в Георгиевский переулок, где находится вход в Государственную думу. Они надеялись попасть на думские слушания по проекту закона о статусе Москвы. Речь идет о скандальном законопроекте, разрешающем снос и расселение практически любых жилых домов по решению мэрии и результатам некоего интернет-голосования.
Некоторые из собравшихся были внесены в списки на участие в слушаниях, но за день до начала вдруг оказались вычеркнутыми. Вообще попадание в списки на проход в Госдуму было очень странным. Ещё неделю назад говорили, что попасть на слушания противникам реновации не удастся совсем, а 300 приглашённых москвичей окажутся сотрудниками управ и условного «жилищника» (одна из крупнейших управляющих компаний в Москве - ред.). Потом внезапно помощники депутатов госдумы, с которыми у активистов были контакты, стали обзванивать людей и говорить, что всех ранее записанных забраковали - и нужны настоящие жители сносимых домов. Так стали появляться новые списки, в которых были и противники проекта. Но за день до слушаний многие из них, хотя и не все, оказались вычеркнутыми вновь.
Не попали в список допущенных на слушания ни депутат Мосгордумы Елена Шувалова, ни муниципальный депутат района Хамовники Александра Парушина.
«Заявки на участие поступали в Госдуму не менее, чем за неделю до слушаний, мы их подали, как только стало известно о дате слушаний. Отказали почти всем гражданским активистам, всем, кто выступал против закона. Наша заявка была проигнорирована, мы подали повторную заявку и её тоже проигнорировали» , – рассказала корреспонденту Activatica.org Алексадра Парушина.
Стоящие у подъезда москвичи стали писать заявления с просьбой допустить их на слушания. Эти заявления пытались передать председателю Думы Володину - но безрезультатно.
«Мы простояли у подъезда Госдумы 4 часа. Сначала мы просили, чтобы нас пропустили на эти слушания. Непонятно, кем был заполнен зал. Мы достоверно знаем, что публика подбиралась очень ангажировано – там были те, кто согласен поддержать законопроект. Нас не пустили. Мы просили, чтобы к нам вышел Володин, нам сказали, что Володин у президента. Просили, чтобы вышел уполномоченный Володиным депутат, но никто так и не вышел к собравшимся москвичам. Все знали, что мы здесь находимся, но ни один депутат не счёл нужным выйти и поговорить с нами. Надо, чтобы наше мнение услышали: большинство москвичей протестует против этого закона» , – заявила Елена Шувалова.
В какой-то момент к подъезду даже подъехали два автобуса с полицией, сотрудники ОМОНа выстроились шеренгой, образовав коридор для прохода в думу. Полиция стала предлагать разойтись, говоря в мегафон о несогласованности акции. В ответ люди начали петь хором песни, начав с гимна Москвы.
Предприниматель Дмитрий Потапенко сказал корреспонденту Activatica, что у москвичей остаются шансы отстоять права на жилье, находящееся в частной собственности:
«Задача – не только выходить на митинги, но и работать на местах, с теми людьми, которые за реновацию. Разъяснять им, объяснять. Иначе, как работой с коллективами, ничего не будет происходить... Надо уметь работать с возражениями тех, кто «за». А гражданская война всегда была, она идёт достаточно давно и она связана с неразумными и зачастую безумными действиями властей. Есть и судебные перспективы: одна из первых инстанций это Конституционный суд. Но основной инстанцией будет Европейский суд по правам человека, потому что те, кто будут против, они выиграют дважды: их переселят, и они смогут получить серьёзную компенсацию после исполнения этого закона».
А в это время с противоположной стороны здания Госдумы со своими плакатами стояли сторонники реновации. Только увидеть их могли не все: тротуар, обычно открытый для прохода, был закрыт полицейскими и пройти мимо парадного входа в Госдуму могли только сотрудники либо журналисты. Видимо, в основном там стояли жители аварийных домов либо общежитий, судя по жалобам на коридорную систему. Впрочем, нынешняя реновация дома, действительно находящиеся в аварийном состоянии, не очень-то затрагивает: ведь их вполне можно было расселить и по нынешнему действующему законодательству. Только власти города почему-то не торопятся это сделать.
После нескольких часов стояния у подъезда, противники реновации спонтанно решили пройти по Москве. Они двинулись сначала в Александровский сад, а потом дошли до приёмной Администрации президента, куда удалось передать часть обращений.
«Когда мы поняли, что государство к своим гражданам глухо, мы взялись за руки, чтобы не растеряться, и пришли сюда, на Ильинку, к приёмной администрации президента. Мы принесли сюда письма о том, что к нам проявили такое пренебрежение. Но письма взяли не у всех, потому что приёмная закрылась в 16.30» , – сказала Елена Шувалова.
Муниципальный депутат района Хамовники Александра Парушина считает, что всё происходящее – это какая-то имитация обсуждения законопроекта:
«Попытка изобразить процедуру выглядит как обычная профанация. Законопроект не проходил никакого публичного обсуждения. Наши юристы, причём из разных районов Москвы, сделали несколько разборов законопроекта и поправок к ним. Некоторые поправки только сегодня появились на сайте комиссии, это тоже ненормально, с ними не было времени ознакомиться. Скоростное принятие всех этих инициатив наводит на мысль о грандиозной афере. Её надо, в первую очередь, фиксировать. Если законопроект будет принят, это не отменяет наших действий. В этом случае мы перейдём на новый уровень: обратимся в правоохранительные органы, в международный суд. Мы не можем жить в ситуации, когда нарушаются базовые права человека».
Но всё же голос москвичей на парламентских слушаниях не удалось полностью заглушить. Несколько противников реновации из сносимых домов прошли на слушания и даже сумели там выступить, рассказав, почему они против законопроекта. Некоторым из них предложили войти в рабочую группу. Впрочем, шансов существенно повлиять на законопроект у них немного - судя по тому, что спикер Госдумы Володин уже заявил, что на протесты против реновации люди выходят за деньги, профильный комитет Госдумы забраковал 18 из 20 тысяч подписей против законопроекта, а второе чтение, запланированное ранее на начало июля, было внезапно перенесено на эту пятницу - 9 июня.