На Ржевском полигоне отрабатывают методы борьбы с лесом

Текст
По всей стране в лесах Министерства обороны вырастают полулегальные дачные поселки, земля в которых продается по рыночной стоимости, но деньги от ее продажи идут совсем не в казну. На примере продолжающегося захвата Ржевского полигона в Ленобласти «Активатика» вместе с экозащитниками разбирается в том, можно ли противостоять отчуждению государственных земель.
Днем 13 сентября жители Ново-Токсово во Всеволожском районе Ленинградской области заметили в лесу около садоводства «Лазурное» работающий экскаватор и группу людей в спецодежде, вырубающих деревья. Активисты движения «Против захвата озер» во главе с Денисом Гончаровым, который в прошлом году останавливал расчистку леса буквально своим телом – прыгнув в ковш экскаватора, прибыли на место и вызвали сотрудников Морозовского лесничества Минобороны. Лесникам, следящим за порядком на Ржевском полигоне, удалось остановить незаконную вырубку и заставить рабочих ретироваться восвояси, но надолго ли – никому не известно.
Защитники Ржевского полигона. Фото - https://vk.com/club357750
Подобные происшествия на территории Ржевского полигона Минобороны в последние годы стали обыденностью: на участки в государственном лесу здесь открыта настоящая охота, координатором которой СМИ и активисты называют бывшего генерала МЧС, а ныне председателя СНТ «Защита» Сергея Атаманчука. С его подачи полигон застраивается дачами и виллами, к которым сквозь лес прокладываются дороги и просеки.
«Как я пониманию, - говорит Денис Гончаров, - они планируют построить тут огромные садоводства, коттеджные поселки и захватить три озера. Берега одного из них – Щучьего – по плану Токсовской администрации уже почему-то оказались в частной собственности. А озеро это болотистое, лесное, если они там деревья вокруг порубят, оно просто высохнет».
Но лес и озёра Ржевского полигона волнуют только местных активистов и рядовых сотрудников Морозовского лесничества, которые также борются с вырубкой. При этом положение лесников в этой ситуации весьма неоднозначное. «Наш начальник говорит, - рассказывают сотрудники лесничества, - поезжайте останавливайте технику. Мы фотографируем технику, сообщаем в местное лесничество, оно сообщает вышестоящему начальнику, вышестоящий начальник орет, что он на эту должность пришел, чтобы зарабатывать деньги, лес ему не интересен. То есть, что с землями – вообще не понятно: с одной стороны, дают приказ идти останавливать технику, а с другой – местные начальники не предпринимают никаких действий».
Лес не интересен не только лесничеству Минобороны, но и застройщикам, местной администрации, полиции и даже прокуратуре. За более чем три года борьбы с застройкой активисты не однажды обращались во все эти инстанции, но добиться остановки работ или сноса уже построенных на спорных территориях объектов не удалось ни разу.
«Местные военные не то что в курсе, они в доле, - утверждает Денис Гончаров, - здесь, кстати, есть одно озеро – так называемое «генеральское» - около военного городка, где космические войска. Там местные генералы построили несколько дач прямо на берегу – тоже незаконно. В курсе и местная полиция, ее начальники, по слухам, получили участки в СНТ «Защита», в курсе местная прокуратура и Всеволожская администрация, которая дает заявки на застройку Ржевского полигона, в курсе Токсовская администрация. То есть здесь целый коррупционный сговор. И где правду искать?».
Постепенная незаконная застройка земель полигона дачными поселками началась в 90-е годы, когда на этой территории практически прекратились военные испытания. А нынешний размах захват приобрел в начале десятых при непосредственном участии Сергея Атаманчука.
«С лесами Минобороны в стране действительно бардак, - сказал «Активатике» руководитель Лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, - хотя теоретически те леса, в которых министерство утратило надобность, должны передаваться Лесному фонду. Но по факту так не делается, Минобороны пытается все эти участки как-то коммерциализировать – таких случаев, к сожалению, очень много».
Возврат лесов Лесному фонду предусмотрен постановлением правительства РФ от 2 февраля 1998 года «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны». В соответствии с этим документом, участки Минобороны, отданные под нецелевые нужды – например, под садоводство – должны быть возвращены в Лесной фонд, а значит, строить на них нельзя. «Фактически, вся эта деятельность незаконная, - объясняет Алексей Ярошенко, - если участки леса, переданные для нужд обороны и безопасности, используются для каких-то негосударственных коммерческих нужд, не связанных с обороной и безопасностью, они должны быть возвращены».
Но нормы закона не спасают Ржевский полигон от чиновничьего произвола. Активисты и лесники делают ставку лишь на физическое противостояние. «Никакие законы не работают, - говорит Денис Гончаров, - везде правят деньги. Куда ни придешь, везде сидит чиновник, которому надо денег. Начинаешь объяснять, что лес для людей, для того, чтобы мы жили нормально, чтобы было, чем дышать. А он вопрос задает: Какой ваш интерес? Что вы хотите с этого получить? Что вы там себе отжать хотите? Поэтому мы тут на селе ждем, когда вулканы пробудятся, снесут нахрен всю цивилизацию, будет справедливо».