"Война близко": события в Луганске и Сирии, Олег Сенцов. Театр.doc
Текст
«Война близко»: события в Луганске и Сирии, Олег Сенцов. Театр.doc
Оформление сцены напоминает зрителю фильм «Непрощенные» режиссера Клима Шипенко. На сцене – стулья, на них несколько человек. И в фильме, и в спектакле главные действующие лица - обычные люди, молодые парни и мужчины. Вопросы, которые их интересуют – вполне земные. Люди думают о семье, о бизнесе. Но рядом с каждым из них сейчас–война.
Авторы пьесы выделяют несколькопроблем. Лишь несколько болевых точек в жизни израненных стран – России, Украины. Теперь уже – и Сирии.
Пьеса начинается дневниковыми записями жителя Луганска – обычного человека, гражданина Украины до объявления независимости Луганской республики.
…Меняется власть в Киеве. Вот произошло присоединение Крыма. Луганская республика объявляет суверенитет. Звучат выстрелы. Гибнут случайные прохожие, играющие дети, старики. За что?
По разные стороны границыРоссии с Украиной из уст политиков звучат взаимные обвинения о том, кто стрелял по мирным людям.
Вторая часть пьесы – военный пожар заполыхал в Сирии. Звучит вопрос о применении химического оружия против мирного населения в этой стране. Но как доказать – может быть, действительно, свидетельствапроведения химических атак сфабрикованы? Может быть, такое оружие, действительно, применялось, но не правительственными войсками?
В третьей части авторы обращаются к судьбе украинского режиссера Олега Сенцова.
И опять же – доказана ли вина этого человека? Милосердие, жалость к заключенным всегди была русской традицией.
Как и в фильме «Непрощенные», зритель слышит обсуждение готовящихся терактов.
- Что в рюкзаке?..
Мы знаем, что - оружие, взрывчатка…
Непрощенные – кто они? Это ведь те, кто оказался замешан, вовлечен в политические события. «Непрощенные»… Или – непростившие?..
Фильм был снят в 2009 году. И он не столько содержал готовыеответы, сколько ставил перед зрителем вопросы. Как найти свое место в непростой действительности? Спектакль поставлен сейчас, сегодня, когда ситуация изменилась – и в Украине, и в самой России. Потому и подход к решению проблем в спектакле иной.
Запоминается такой эпизод – трагическая судьба собаки, которая погибла в Луганске. Всего лишь пес – один из множества таких же. Но мы понимаем, что необходимо задуматься о таком понятии как милосердие – ведь мы стали о нем как-то забывать в последнее время.
Звучат слова диктофонной записи о подготовке теракта:
- С жертвами?
- Да, я хочу, чтобы москали почувствовали ужас.
Ужас – но мы чувствуем его все – и москали, и украинцы – оттого, что в нашу жизнь кто-то приходит с войной. Кто-то приносит нам ее – потому что ему нравится, как в детстве, в нее играть. Нравится чувствовать себя сильным под защитой оружия?
И поэтому нужны голоса. Голоса разных людей. Их должно быть больше. Голоса, напоминающие о справедливости и о милосердии. Голоса, призывающие политиков обратиться ко внутренним проблемам, перестать тратить деньги на войны, на убийство людей.
«Не будем же бояться. Правда восторжествует».
И она - обязательно восторжествует - надо лишь верить в нее.