Лесные пожары на Байкальской природной территории
Летом 2015 г. на прилегающих к оз. Байкал территориях (Республика Бурятия, Иркутская область) пожарами было пройдено около 1,4 млн. га леса.Летом 2016 г. ситуация может повториться. Необходимо найти ответы на следующие вопросы: Каковы причины пожарной катастрофы 2015г.? Что послужило основной причиной возгораний? Как поступить со сгоревшим лесом?
Летом 2015 г. вокруг оз. Байкал в Иркутской области сгорело около 0,5 млн. га лесов, Республики Бурятия – 0,9 млн. га. Таких масштабных лесных пожаров вокруг знаменитого озера не было по крайней мере 60 лет.Особенной сильно пострадали ООПТ – Байкало-Ленский (Байкальский хребет), Баргузинский (Баргузинский хр.), Джергинский (Баргузинский хр.), Байкальский (хр. Хамар-Данан) заповедники, Прибайкальский (прежде всего район бухты Песчанной) и Забайкальский (полуостров Святой Нос) национальные парки.
1.По поводу причин, позволивших огню распространится на огромные территории, четко высказался Григорий Куксин - руководитель противопожарной программы Гринпис: режим ЧС был введен поздно, помощь федерального резерва лесоохраны запрошена с огромным запозданием, в десятки раз искажались данные в официальных сводках.
Объяснение, почему в ситуацию, пока она не стала критической, не вмешивались ни Агентство лесного хозяйства Иркутской области, ни МЧС, ни Иркутская авиабаза, представили следователи, изучающих обстоятельства крупного пожара в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». «Все причастные к тушению пожаров структуры следовали схеме «есть цель – есть финансирование». Любые расходы, выходящие за рамки этой схемы, были бы признаны нецелевыми. МЧС могло потратить свои деньги, – говорит Артем Хоменко (старший следователь СУ СК РФ по Иркутской области), – и быть привлечённым за это к уголовной ответственности. Потому что в задачи МЧС не входит тушение лесных пожаров, а только городских лесов и лесных пожаров, угрожающих населённым пунктам и жизни людей. То же с Агентством лесного хозяйства: оно не несёт ответственности за федеральные земли, к которым относятся нацпарк и заповедник, а отвечает только за областные леса».
Важнейший фактор – полностью разваленная система лесного хозяйства. Налицо и сильнейшее недофинансирование охраны лесов от огня. Например, в 2015 г. ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» на авиапатрулирование выделено из федерального бюджета 800 тыс. рублей. Это 10 лётных часов, т. е. два вылета на весь год. В 2014 г. бюджетное финансирование на эти цели составляло 850 тыс. рублей.- http://vsp.ru/social/2016/04/12/562346#sthash.LvcHsPXq.dpuf
В Республике Бурятия на тушение лесных пожаров в 2015 г.выделяли около 40 миллионов рублей. Потратили -около миллиарда. По предварительной оценке, потери составили 34 миллиарда рублей.- http://newsbabr.com/bur/?IDE=141194
Фото с ФБ Антона Волкова от 22 августа 2015 г.
Одной из основных причин пожарной катастрофы называют аномально жаркое и засушливое лето. - http://newsbabr.com/bur/?IDE=141194
Но летом 2003 г. засуха была еще более продолжительной, но тогда пожары не достигали таких масштабов. Ситуация в ООПТ в тот год была несравненно лучше. Главная причина пожарной катастрофы 2015 г. кроется в уничтожении лесной охраны, резком ослаблении баз авиационной охраны лесов. «В Иркутской области в советское время лесников насчитывалось раз в 10 больше, чем сейчас. Имелась мощная база авиационной охраны лесов, со штатом профессиональных пожарных- десантников. Именно им по плечу не только своевременное обнаружение, но и тушение пожаров на труднодоступных горных хребтах. В 2015 г. они не довели бы, в отличие от МЧС, ситуацию с лесными пожарами до уровня катастрофы». - http://vryabtsev.livejournal.com/21696.html
2. Причиной возникновения примерно 80% лесных пожаров на Байкале Агентство лесного хозяйство называло сухие грозы.Такого же мнения придерживаются руководители ООПТ.
Так ли это? Летом 2015 г. выгорела 1/9 часть площади (126,5 тыс. га) «Заповедного Прибайкалья» (объединяет Байкало-Ленский заповедник и Прибайкальский национальный парк), занимающего около 1,5% территории Иркутской области. Но именно на эти 1,5% пришлась четвёртая часть (!) площади всех лесных пожаров, произошедших в регионе. Т.е. две федеральных ООПТ пострадали почти в 20 раз сильнее, чем усредненный аналогичный по площади «кусок» лесов Иркутской области, не примыкающий к Байкалу. Получается, что здесь в 20 раз чаще, чем в среднем по области, случались и сухие грозы. Наиболее вероятная основная причина пожаров не грозы, а возросшая посещаемость байкальских лесов. - http://activatica.org/blogs/view/id/2023/title/osobo-gorimye-prirodnye-territorii-baykala
Космоснимок от 24.08.2015 показывает странную картину. Окружающие Байкал хребты сплошь в очагах огня. На огромных окружающих территориях ситуация несравненно более благополучная. Сухими грозами такое объяснить невозможно. Не могут же они все столь избирательно сосредоточиться на Байкал. А вот туристы действительно оккупировали именно Байкал, оставив без особого внимание окружающие просторы. И проникают они буквально повсюду.
Но и при таком объяснении произошедшее представляется весьма подозрительным. Очаги огня находятся на примерно одинаковых расстояниях друг от друга. И как правило – действительно в труднодоступных районах, ко многим из которых подъехать на автотранспорте невозможно.В первую очередь это касается Баргузинского и Байкальского хребтов. Впечатление такое, что пожары возникли по чьему-то злому умыслу. Причем были подожжены дистанционно. Но пока иные доказательства отсутствуют, «диверсионную» версию возгораний мы оставим «на запасном пути».
3. Есть мнение, озвученное главным образом арендаторами лесов, отчасти – работниками лесного хозяйства, что погибшие от огня леса нужно срочно вырубить.
Этой точки мнения придерживается группа депутатов ГД, направившая 14 апреля 2016 г.Президенту РФ письмо, в котором говорится о необходимости "принятия экстренных мер по устранению последствий стихийных пожаров, произошедших на территории субъектов Байкальского региона в 2015 г.". Главная "экстренная мера" состоит в разрешении проведения в границах водоохранной зоны озера Байкал сплошных санитарных рубок. В письме утверждается, что минимальные площади, на которых в 2016 г. необходимо проводить работы по лесовосстановлению составляет около 200 тыс. гектаров».
Специалисты Гринпис на это отвечают:
«Разрешение сплошных санрубок в водоохранной зоне озера Байкал начисто лишено смысла с точки зрения сбережения и восстановления лесов этой уникальной природной территории, но открывает широчайшие возможности для разнообразных злоупотреблений». «Неправильно тратить огромные силы и средства на ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (прошлогодних катастрофических лесных пожаров на Байкале), пока сохраняются условия для ее повторения. При нынешнем уровне пожарной опасности в лесах Байкальской природной территории (к тому же растущем с течением времени), и при нынешней совершенно неудовлетворительной охране этих лесов от огня …необходимо все силы бросить не на восстановление погоревших лесов, а на сохранение тех, которые пока живы». … «сейчас надо практически все силы и средства государства тратить не на то, чтобы расчистить сгоревшие участки и восстановить на них лес, а на то, чтобы не дать сгореть новым».
Тем более что для расчистки наиболее пострадавших лесов от мертвой древесины в границах водоохранной зоны озера Байкал правовые основания (пункт 115 Методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного приказом Рослесхоза от 9 июня 2015 года № 182) есть и сейчас. Никакие законодательные новации для этого не требуются.
Некоторые добавления: Для вырубки сгоревших лесов потребуется создание целой сети лесовозных дорог, причем по горным склонам и вершинам хребтов. Стоимость только этих работ превышает все разумные пределы.
В целом, новые дороги на территориях, окружающих оз. Байкал, принесут вред, еще больший, чем произошедшие пожары. Они «дадут зеленый свет» для целой армии нынешних «природопользователей». Горные хребты превратятся в плацдарм для браконьеров, собирателей всевозможных «даров тайги», а также разнообразных «автопокатушек». В дальнейшем эти территории гореть будут постоянно - из-за упомянутых категорий граждан. В современной ситуации для дикой природы дороги – худшее из почти всех возможных зол. Они подобны насосу, высасывающему из тайги все ценное – от черемши, чаги, ягод, грибов и орехов -до оленя и медведя.